90 лет назад, 25 мая 1932 года, был издан циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) при Совете народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения» №36
Служба пропаганды безопасности дорожного движения образовалась раньше, чем сама Госавтоинспекция. Если ГАИ ведет свою историю с 1936 года, то служба пропаганды - с 1932 года.
Впервые пропаганда безопасности дорожного движения была вменена в обязанности инспектора по регулированию уличного движения инструкцией Московского губернского административного отдела еще в 1928 году. Задача именовалась «боевой» - «приступить к организации пропаганды безопасности уличного движения». А 25 мая 1932 года был издан циркуляр ГУ РКМ при Совете народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения» №36. Этот же день считается Днем работников по пропаганде безопасности дорожного движения.
В годы Великой Отечественной войны деятельность подразделений пропаганды ГАИ не прекращалась. Проводилась активная работа с населением по предупреждению дорожно-транспортных происшествий путем разъяснения правил дорожного движения, безопасного поведения в военное время, соблюдения светомаскировки на транспорте и т.д.
В послевоенные годы правила дорожного движения довольно часто подвергались изменениям.
Во второй половине 1950-х годов патрульные автомобили и мотоциклы оборудовались УКВ-радиостанциями и громкоговорящими устройствами; приобретались агитмашины с киноаппаратурой; стали проводиться декады безопасности движения.
30 сентября 1963 года Совет Министров СССР утвердил Типовое положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики. Это Типовое положение возлагало на Госавтоинспекцию организацию работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности, путем разъяснения населению правил движения через печать, кино, радио и телевидение.
В начале 1970-х годов работа Госавтоинспекции была направлена на профилактику дорожно-транспортных происшествий и воспитание участников дорожного движения в духе неуклонного соблюдения Правил дорожного движения. Именно в 70-е годы появилась необходимость создания в структуре Госавтоинспекции специального подразделения по пропаганде и агитации. Размещение фотоматериалов на телеэкранах, демонстрация фильмов с помощью передвижной киноустановки, оформление «Окон ГАИ». Также создавались детские автогородки, регулярно проводились операции всесоюзного масштаба «Трактор», «Автобус», «Внимание-дети», «Осторожно, водитель», «Внимание-дорога», вот лишь некоторые мероприятия, которые проводились отделением по агитации и пропаганде. Об эффективности проводимой работы свидетельствовал тот факт, что в середине 1970-х годов были существенно снижены темпы роста показателей аварийности.
В настоящее время деятельность пропаганды безопасности дорожного движения в системе МВД регулирует Наставление, утвержденное приказом от 29 декабря 2018 года №903 МВД России.
На сегодня сложилось несколько основных направлений деятельности в области пропаганды. Одно из них — это разъяснение действующих норм и правил, целей и задач, прав и обязанностей Госавтоинспекции, помощь населению в получении навыков безопасного поведения и информирование о дорожных условиях и транспортных происшествиях. Другое важное направление — это снижение уровня и тяжести последствий детского дорожно-транспортного травматизма.
С учетом современных средств коммуникации деятельность в области пропаганды безопасности дорожного движения приобретает новый формат. Социальные медиа пользуются большой популярностью у граждан всех возрастов. Высокий уровень вовлеченности и интерес участников дорожного движения к социальным сетям активно растет. Новостные ленты и рекомендации способствуют снижению уровня и тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма, приобретению навыков безопасного поведения. Развиваются дополнительные инструменты работы с аудиторий, в том числе детской. Интернет-проекты ГИБДД - челленджи, онлайн уроки, стримы.
За прошедшие десятилетия задачи пропагандистов коренным образом изменились, автомобилизация прочно вошла в жизнь общества, и проблема сохранения человеческих жизней стала государственной. Пропагандисты Госавтоинспекции совместно педагогами, журналистами, медиками, волонтерами, общественниками, представителями органов власти работают и добиваются снижения числа дорожных трагедий.
Источник ГИБДД Самарской области