В Тольяттинском художественном музее при поддержке генерального партнера ПАО «КуйбышевАзот» открылась выставка «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.
Почти восемь лет назад 15 ноября 2012 года мир облетела сенсационная новость: в Ирбите обнаружен подлинник гениального Рубенса.
Картина, переданная в Ирбит еще в далеком 1976 году из Эрмитажа и, числившаяся там копией с такой же картины, хранящейся в Вене в художественно-историческом музее, после проведенных в 2012 году реставрационных работ, оказалась оригиналом самого Рубенса.
В мае 2013 года Ирбит посетила старший научный сотрудник, главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Наталья Ивановна Грицай. Она не только подтвердила подлинность картины и принадлежность ее руке великого фламандца, но и дополнила атрибуцию информацией о том, что в исполнении картины принимали участие два лучших ученика Рубенса. Антонис ван Дейк исполнил лицо сестры Марфы, а Якоб Йорданс тщательно прописал остальную фигуру Марфы и, в особенности, ее сложенные на груди руки. Таким образом, картина из Ирбита является плодом совместного творчества сразу трех великих мастеров фламандского искусства.
После длительного экспонирования в Ирбитского ГМИИ, а также показа картины в рамках передвижного проекта «Возвращение шедевра» в Нижнем Тагиле, Челябинске, Уфе, Каменск-Уральске, Тюмени, Кургане было принято решение организовать показ в городах Сибири: Кемерово, Прокопьевск, Омск, а затем в Екатеринбурге.
После полугодового отдыха в родных стенах Ирбитского ГМИИ картина Рубенса в рамках того же проекта, дополненного знаменитым циклом гравюр 1710 года «Жизнь Марии Медичи», вновь отправилась путешествовать по городам европейской части России: Ижевск, Набережные Челны, а теперь и Тольятти.
Эту выставку планировали привезти в наш город два года тому назад, но из-за пандемии, сроки сместились на неопределенное время, и вот оригиналы Рубенса и его учеников наконец-то прибыли в Тольятти.
Выставка «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюры европейского барокко» является одной из бесчисленных попыток представить искусство мастера: его истоки, современный художественный контекст и претворение рубенсовского наследия в творчестве мастеров следующих поколений.
Основную часть экспозиции составляют листы печатной графики. Именно гравюрам, распространившимся по всей Европе, художник в немалой степени обязан своей всемирной славой.