Главная / Новости / Смотрите большое эксклюзивное интервью президента АВТОВАЗа Максима Соколова телеканалу ТОЛЬЯТТИ 24

Экономика#АВТОВАЗ#LADA#Телеканал ТОЛЬЯТТИ 24

Смотрите большое эксклюзивное интервью президента АВТОВАЗа Максима Соколова телеканалу ТОЛЬЯТТИ 24

5013

  • Автомобили LADA – в рейтинге самых продаваемых моделей в России. По итогам 2023 года LADA нарастила долю на российском авторынке до 35% – это рекорд за последние 20 лет.
  • Рекордными за последние 10 лет стали объёмы производства автомобилей LADA на тольяттинской площадке. Выпуск автомобилей вырос почти до 375 тысяч штук.

Как АВТОВАЗ планирует продолжать своё развитие? Об этом президент АВТОВАЗа Максим Соколов рассказал в интервью генеральному директору телекомпании «ЛАДА-МЕДИА» Ирине Денисовой.

– Максим Юрьевич, безусловно, нашим зрителям будет приятно узнать от вас, как сегодня живёт и работает АВТОВАЗ. И сейчас позвольте процитировать ваши слова на пресс-конференции по итогам 2023 года. Вы подчеркнули: «Ключевые задачи по производству, продажам и корпоративному развитию выполнены». Да, мы знаем, что в условиях противостояния западным санкциям завод нарастил выпуск автомобилей, увеличил продажи, сумел сохранить непрерывность производственного процесса, сохранил коллектив, обеспечив при этом и социальные гарантии, повышение заработной платы. Также была открыта производственная площадка в Санкт-Петербурге и прошёл перезапуск LADA Vesta здесь, у нас в Тольятти. Мы видим, что АВТОВАЗ не стоит на месте, делает уверенные шаги вперёд. Как удаётся этого достигать? Расскажите, пожалуйста.

– На такой масштабный вопрос, в двух словах, пожалуй, не ответишь. Хотя нет, наверное, можно вспомнить одного из чеховских героев. «Надо работать, работать, и тогда успех придёт». И действительно, это сделала команда АВТОВАЗа в прошлом году и не только в прошлом, начиная с середины 2022 года, когда, наверное, мы прошли через самый тяжёлый, самый сложный этап в истории развития АВТОВАЗа. Наверное, это сравнимо с трудовым подвигом. И действительно, я могу лишь подтвердить те цифры, которые вы уже озвучили. Они рекордные - что касается и объёма производства на тольяттинской площадке, и объёма продаж в целом на рынке новых автомобилей в России. Но гораздо важнее, что сохранили наш коллектив, уникальный коллектив. Самая главная ценность нашей команды – это, конечно, люди. И не только сохранили, но и перешли к этапу развития. Только в прошлом году было принято более 5700 человек в команду АВТОВАЗа. А в этом году мы планируем ещё больше увеличить нашу команду, нашу семью, не только в Тольятти, но и на площадках в Ижевске, Санкт-Петербурге. И это один из, наверное, самых важных итогов первых лет работы в новейшей истории АВТОВАЗа.

– Максим Юрьевич, АВТОВАЗ смог локализовать и заместить более 1200 деталей, узлов и материалов, которые ранее импортировались из недружественных стран. Продолжается ли эта работа сегодня? Каким образом удаётся находить новых партнёров и договориться о поставке необходимых компонентов?

– Эта работа идёт и днём, и ночью. Поскольку и локализация, и замещение санкционных компонентов на выпуск в безопасных дестинациях обуславливаются в том числе работой с нашими китайскими партнёрами, но не только. Конечно, мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы наши поставщики, причём работающие здесь, в Самарской области, непосредственно в Тольятти, в Поволжье, восстанавливали свои некогда утраченные компетенции по производству компонентной базы, узлов и агрегатов, которые применяются в наших автомобилях, при сборке автомобиля. Ведь каждый автомобиль состоит ориентировочно из 4000–4500 деталей, узлов и компонентов. И, конечно же эта армия, по-другому и не скажешь, поставщиков, насчитывает около 1600 различных юридических лиц, с которыми работает АВТОВАЗ. А в этих предприятиях работает уже около 500 000 человек. Конечно же, это целая армия, во главе которой стоит наш флагман – АВТОВАЗ. И работа по локализации компонентов нужна, чтобы достичь технологического суверенитета, выполнить поручения президента Российской Федерации. И самое главное - обеспечить действительно наш отечественный, высоко локализованный, качественный и безопасный продукт, автомобиль бренда LADA, - это наша основная задача. Работа не прекращается ни днём, ни ночью, поэтому в этом году мы будем двигаться так же ускоренно, можно сказать гигантскими шагами.

– То есть работа 24/7 – это про вас, про АВТОВАЗ, про всю команду.

– Сегодня некоторые наши производства работают в таком режиме, хотя в среднем по году мы работали в две смены, но при этом зачастую и по субботам, и даже по воскресеньям, а иногда переходили и на трёхсменный режим работы для того, чтобы выполнить наш план и достичь производственных показателей. Увеличив объёмы производства на 70% - это наша задача, поставленная советом директоров. Для нас это план, это закон, – увеличить объём производства ещё на треть и взять планку – 500 000 автомобилей. Такого в истории АВТОВАЗа не было уже очень давно.

– Вы сказали, у АВТОВАЗа 1600 поставщиков. А каков здесь процент российских поставщиков – в том числе местных, из Самарской области?

На самом деле подавляющее большинство работает именно в нашем регионе, в Самарской области. Ну, и я не могу сказать, что регион Поволжья нам чуждый, потому что, в принципе, и тот кластер поставщиков, который создавался в соседней, Ульяновской области, географически всё равно расположен тоже на траектории нашей великой русской реки. И говоря о количестве этих поставщиков, надо отметить, что это поставщики не только первого уровня, но и поставщики субкомпонентов, также сырья и материалов для производства отдельных узлов, агрегатов, красок в том числе, и не только. Они, конечно, работают по всей стране. Но традиционно мы, конечно, ориентированы на наш родной регион, на Самарскую область, если говорить в цифрах, около 30% – это поставщики наши, родные, локальные, поволжские.

– Максим Юрьевич, на ваш взгляд, почему автомобили LADA остаются самыми продаваемыми в России? Что можете сказать о популярных наших моделях LADA? И как развивается дилерская сеть?

– Я полагаю, что дело не только в автомобилях, и тем более не в их количестве. Хотя цифры, безусловно, говорят сами за себя. И это критерии оценки силы нашего бренда, но сила всё-таки в другом. Это и многолетняя история нашего легендарного коллектива, нашего АВТОВАЗа, это и современные технологии. Ну, и даже то, что изображено на всеми узнаваемом бренде LADA – ладья символизирует движение вперёд, развитие, и именно в доверии наших клиентов, я бы сказал, не только в доверии, а в благодарности за автомобили, которые создают соответствующий комфорт в жизни наших клиентов, наших автолюбителей, как раз и заключается та сила, которая позволяет нам достигать вот этих высоких параметров. Конечно, 35% - это много, это если не монопольное, то доминирующее положение на рынке, которого удалось достичь, потому что последние десятилетия под брендом LADA продавалось порядка 20%, максимум 25% от общего объёма рынка. Тем более для нас это значимо, что это произошло в такой непростой период времени, когда мы были поставлены сначала на грань выживания, а затем на грань настоящей борьбы, ответа на те вызовы, в том числе санкционное давление, экспансию китайских автомобилей, китайских брендов, которое со второго полугодия прошлого года идёт очень и очень активно. Но тем не менее нам удалось отстоять своё право и заслужить доверие наших автолюбителей.

– В прошлом году на АВТОВАЗе был активный процесс изменения, трансформации самого завода, и один из пунктов - это изменение бизнес-модели экспорта. Расскажите, пожалуйста, об итогах этой работы. Как будет развиваться экспорт в этом году?

– Итоги подводить точно рано, и если говорить о задачах развития экспортного направления, то это наше будущее. Сейчас, надо сказать, что мы снизили объёмы поставки продукции на экспорт по объективным причинам. И в том числе из-за внешних геополитических факторов, но тем не менее экспорт всегда был одной из сильных сторон и одним из важнейших стратегических направлений развития нашего бренда. Поэтому на ближайший год у нас задача восстановить утраченные позиции, достичь объёма продаж порядка 20 000-25 000 автомобилей, которые мы можем направить нашим партнёрам за рубежом. В дальнейшем, в среднесрочной перспективе мы рассчитываем утроить, а может быть, даже сделать рывок в развитии экспортных поставок, но не будем загадывать далеко в будущее. Важно сейчас принять правильные шаги и очень важно обсудить работу с нашими партнерами, потому что сегодня говорить об экспорте готовых автомобилей практически нигде в мире не приходится, надо создавать проекты, которые будут производить окончательную продукцию из машинокомплектов. И для этого нужны местные локальные партнёры в каждой стране. Вот эта работа сейчас разворачивается, и я надеюсь, в ближайшие два-три года принесет свои плоды.

– Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил на своей странице «ВКонтакте», что он ездит на автомобиле LADA Aura. Вот что он пишет: «Первая LADA Aura на дорогах Самарской области! Неделю езжу, отличная машина!» Как известно, LADA Aura создана на базе LADA Vesta. Расскажите подробнее об особенностях этой модификации. Какая судьба её ждёт?

– Надо сказать, что первый или один из самых первых автомобилей, прототипов ещё, потому что серийный запуск ожидается только в третьем квартале этого года на нашем тольяттинском конвейере. Действительно, автомобиль находится в пользовании нашего губернатора, и он с большой гордостью рассказывает об этом всем коллегам, поэтому мы тоже гордимся тем, что губернатор нашего родного региона ездит на продукте будущего. Очень важно, что платформа, на которой создан этот автомобиль (а это уже полноценный автомобиль С-класса), находится в полном технологическом суверенитете и собственности нашей компании. И в общем-то, если говорить об основных тактико-технических характеристиках, не касаясь габаритов этого автомобиля, то они во многом соответствует базовому автомобилю на базовой платформе Vesta, но всё же это очередной и хороший уверенный шаг вперёд в развитии этой платформы. Для сравнения достаточно сказать, что, например, пассажиру заднего сиденья на автомобиле LADA Aura гораздо комфортнее с точки зрения расстояния от ног, коленей до переднего сиденья или от головы до потолка автомобиля, чем на автомобиле Toyota Camry. Это как раз подчёркивает полное соответствие класса этого автомобиля другим высоким мировым стандартам, поэтому мы рассчитываем, что у этого автомобиля будет очень много пользователей и наших клиентов.

– Какие ещё новинки пополнят модельный ряд LADA в ближайшее время?

– Этот год будет богатым на представление новых моделей. Уже в мае в полной мере заработает конвейер Ижевского автомобильного завода, нашего дочернего предприятия. Ну тем не менее сборка первых опытных образцов на конвейере началась буквально на днях, а в третьем квартале там же в Ижевске начнет собираться электрический Largus – Е-Largus. Первая опытная партия была выпущена накануне 2024 года. А уже во второй половине этого года начнётся сборка этого автомобиля, нового абсолютно продукта, потому что электрических автомобилей, особенно тех, которые пойдут на свободный открытый рынок, давно не было. А среди продукции АВТОВАЗа будет уже в этом году. Если говорить о нашем тольяттинском конвейере и развитии как раз платформы Vesta, старт автомобилю LADA Aura, о котором мы говорили, будет дан тоже в третьем квартале текущего года. И это будет, я считаю, такой определённой сенсацией для всего автомобильного рынка нашей страны. Ну, а уже к концу года, и особенно если говорить о начале 2025 года, мы готовим запуск конвейера, как мы говорим, точки производства по автомобилю тоже на новой глобальной платформе, по которой мы тоже достигли технологического суверенитета. Это будет автомобиль с таким зажигательным именем Iskra. Мы уже презентовали этот новый бренд в линейке АВТОВАЗа как суббренд нашего основного бренда LADA, но тем не менее, показ его планируется совсем скоро.

– То есть вы пока не будете раскрывать даты?

– Да, мы пока не будем раскрывать, но в конечном счёте это всё равно придётся сделать. Долго такую интригу держать нельзя. Поскольку уже первая опытная партия этих автомобилей произведена. Она проходит испытания. Испытания идут в строгом соответствии с графиком, успешно, и поэтому у нас есть все основания полагать, что вот дата запуска нашего нового продукта с названием Iskra останется прежней, и это будет 2025 год.

– Хорошо, будем ждать «Искру». Максим Юрьевич, позвольте вернуться к ключевым задачам прошлого года и подробнее остановиться на очень важной задаче – это сохранение коллектива. Расскажите, что удалось сделать в плане социальной защищённости вазовцев?

– В первую очередь, конечно, руководство завода приняло решение не просто об индексации, а о серьёзном, существенном повышении заработной платы, на которую предыдущий акционер, надо сказать, не обращал должного внимания. И за прошлый год средняя заработная плата на АВТОВАЗе выросла на 40%. И это мы говорим только в среднем. Если мы коснемся заработной платы по основным рабочим специальностям, то рост ещё выше – 57%. И, конечно, это каждый из наших коллег, каждый из членов нашей команды ощутил, потому что это не просто цифры, это реальная, а не номинальная заработная плата, которая позволяет обеспечить более высокий уровень жизни, но самое главное – это заслуженная благодарность за непростой и очень высококвалифицированный труд. Более того, совсем недавно мы приняли решение уже об индексации этой заработной платы в рамках 2024 года. И с февраля, как раз вот в эти дни, наши коллеги получают первую проиндексированную ещё на 9% заработную плату себе на лицевые счета, на карточные счета, и я думаю, что каждый сможет увидеть и оценить, как наш завод зарабатывает деньги и заслуженно делится со своими сотрудниками. Заработная плата – это, конечно, важно, но были приняты решения не просто о соблюдении условий коллективного договора (а он является эталонным в нашей отрасли машиностроения), а об увеличении финансирования по коллективному договору и мероприятиям, которые направлены на улучшение условий работников труда – как на конвейере, так и в целом на любых предприятиях нашего холдинга. Объём средств, которые мы направляем на эти цели, составляет более 3 млрд рублей в год. Это тоже очень серьёзные средства, которые направляются и на улучшение бытовых условий: на ремонт санузлов, на улучшение условий освещения, безопасности труда работников. Всё, что есть в нашем коллективном договоре, является для правления завода законом. Мы не просто выполняем это, но и предлагаем нашим коллегам лучшие условия труда, чтобы и качество нашей продукции, но самое главное – удовлетворённость от работы и безопасность производственных процессов были на должном уровне.

– Максим Юрьевич, какие сильные стороны АВТОВАЗа вам бы хотелось особенно отметить? А какие направления может быть ещё необходимо улучшать?

– Улучшать – это процесс, который может быть таким бесконечным, постоянным, но тем не менее, конечно же, мы должны ближайшие годы возвратить не просто первенство в части производства высоколокализованных автомобилей, но и в части компетенции нашего инжиниринга. Наш инжиниринговый центр – это крупнейший в автомобильной промышленности нашей страны инженерный мозг отрасли. Но тем не менее он также заслуживает своего развития, обновления. И одним из важнейших направлений является восстановление нашего опытного производства, где мы можем создавать, конструировать новые автомобили и апробировать их в условиях моделирования, реального моделирования производства. Также один из важных результатов последнего времени – это наши совместные программы с университетами, с нашими лучшими инженерными школами, конечно, в первую очередь с Тольяттинским государственным университетом. Мы выиграли грант в рамках конкурса на передовые инженерные школы в направлении «ГибридТех» по созданию такой школы совместно с ТГУ. Мы имеем прямые и очень активные взаимоотношения и с московским институтом Баумана, и с петербургскими вузами. В том числе мы смотрим и на подготовку кадров в наших средних и специальных технических учреждениях. Так, в прошлом году мы взяли шефство (это хорошая традиция ещё с советских времён) над восьмью техникумами нашего родного Тольятти. Кстати, не только техникумы, ещё 40 школ нашего родного города тоже обрели АВТОВАЗ в качестве своего шефа. И на эти цели уже в этом году мы направим порядка 100 млн рублей для организации шефской работы. В техникумах будут организованы уголки АВТОВАЗа, где ребята смогут в рамках в таких современных технологий знакомиться и с нашей продукцией, и с нашими методами управления работы и, конечно, это тоже одно из направлений нашей социальной политики, потому что мы уверены, что тот, кто сегодня учится в школах технических, в высших учебных заведениях, скоро придёт на АВТОВАЗ, в нашу команду.

– С 15 по 17 марта мы будем выбирать президента России. Скажите, пожалуйста, почему так важно сегодня не оставаться в стороне от этого исторического этапа? Почему важно и на выборы прийти, и вообще понимать, что происходит сегодня?

– АВТОВАЗ - это один из крупнейших заводов нашей страны, где работает только здесь в Тольятти около 35 000 человек, а всего по стране порядка 43 000, и при этом мы ещё увеличим в этом году нашу команду. И, конечно же, мы все вместе ощущаем, насколько важно сделать выбор будущего нашей страны. Согласно Конституции только народ является единственным источником власти в нашей стране, поэтому очень важно, чтобы мы все вместе, представляя коллектив АВТОВАЗа, представляя наш родной город Тольятти, нашу Самарскую область и нашу страну, нашу Родину, сделали этот выбор в пользу будущего нашей страны.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

08 мая 2024 года

13:26 / Общество 39 лет назад, 8 мая 1985 года, в парке Победы Тольятти торжественно открыли мемориал в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 12:30 / Общество «ЛАДА-МЕДИА» участвует во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» 12:11 / Общество В парке Победы судебные приставы провели церемонию возложения цветов к Вечному огню 11:13 / Общество На площади Свободы идет подготовка к праздничному шествию, посвященному Великому Дню Победы! 11:12 / Происшествия Утренняя "прогулка" "Нивы" по набережной Автозаводского района... 10:39 / Общество «Преемственность поколений». Памятная акция, которая уже много лет проходит накануне Дня Победы по инициативе местного отделения партии «Единая Россия» 10:01 / Общество Ровно 49 лет назад в Тольятти был открыт дворец спорта «Волгарь» 08:52 / Общество 79 лет назад был подписан окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии и её вооружённых сил

07 мая 2024 года

23:40 / Культура Музыкант из Самарской области стал обладателем Гран-при конкурса «Песни нашего полка»! 21:20 / Здоровье Стало известно, сколько жителей региона пострадало от укусов клещей