Среди ученых нет единого мнения по поводу того, что именно толкает людей к рулетке, картам и игровым автоматам. Одни игроки видят в своем занятии способ разбогатеть, другие пытаются избавиться от скуки и утолить жажду острых ощущений, третьи снимают напряжение после трудовых будней. Худший из вариантов, когда возвращаться к азартным играм вновь и вновь людей заставляет патологическая зависимость — лудомания.
В 2017 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила об эпидемиологическом характере зависимости от азартных игр по всему миру. Стала очевидна потребность в стратегии по избавлению людей от лудомании.
Сегодня участие в азартных играх стало доступным практически каждому: любой человек может отправиться в специальную зону, где разрешены казино, и оставить там свои деньги. Или сделать неограниченное число ставок на исход спортивных соревнований. Одновременно многочисленные онлайн-платформы позволяют играть на деньги, не покидая собственной квартиры. На этом фоне число игроков постоянно растет, а печальных и даже трагических историй о людях, которые не могут противостоять азарту, становится все больше.
В России до сих пор нет организаций, которые специализируются на консультациях для игроманов и их близких и пропагандируют вред гемблинга.
Нет ни одного российского сайта, посвященного исключительно профилактике лудомании и психологической помощи для попавших в капкан азарта».
Оказавшиеся в беде люди находят поддержку разве что в социальных сетях и на форумах, где общаются с другими патологическими игроками. Некоторые обращаются за помощью в профессиональные клиники.
По оценке ВОЗ, от проблемного гемблинга в год по всему миру страдают 350 млн человек. В Канаде проблемы с азартными играми есть у 2% населения в возрасте 15 лет и старше. В Японии 3,6% граждан в какой-то момент оказались зависимы от азартных игр. В России такая статистика, к сожалению, не ведется, а с негативными последствиями лудомании так или иначе сталкиваются миллионы россиян.
Международный опыт показывает, что без активных действий со стороны государства решить эту проблему невозможно. Позитивный пример показывает Сингапур, где в 2005 году создали Национальный совет по проблемному гемблингу. Главная его функция — массовое просвещение, консультации всех заинтересованных сторон по вопросам азартных игр, превентивные и лечебные услуги для оказавшихся в зависимости игроков и их семей, а также фундаментальные исследования в этой области.
В Финляндии с 2004 года существует организация Peluuri, которая оказывает бесплатную разностороннюю поддержку проблемным игрокам. Важно, что финансирует организацию национальный гемблинг-оператор Veikkaus. Таким образом, оператор игорного бизнеса поддерживает структуру, которая борется с распространением патологической зависимости от азартных игр.
Не так давно в России появился Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ). Он позволит внедрить механизмы самоисключения игроков — функции, которая дает возможность заявить о своем желании отстраниться от азартных игр. Когда это происходит, все операторы игорного бизнеса получают запрет на прием ставок от этого игрока. Однако эти меры не смогут полностью избавить россиян от проблемы лудомании.
Прибыльный бизнес в сфере азартных игр наверняка будет привлекать еще больше операторов, а значит, у зависимых от азарта граждан будет еще больше соблазнов.
Именно поэтому так важно принимать меры до того, как ситуация стала необратимой.
«Можно заранее на законодательном уровне прописать социальную ответственность компаний, предлагающих услуги, потребление которых способно привести к негативным последствиям. Власти многих стран это поняли. Возможно, пора понять и нам», — считает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев.
Источник: РБК