Метавселенные больше не будущее, а реальность: в виртуальных пространствах уже продают искусство и моду, проходят музыкальные фестивали, а рыночная капитализация внутриигровых миров составляет 2 триллиона долларов — и это только начало. «Альфы» станут первым поколением, которое исследует метамир с детства. Разбираемся, как эта трансформация повлияет на них.
Переход к метавселенной часто объясняют тем, что социальные сети исчерпали себя и вынуждены меняться. Метамир находится где-то посередине между соцсетью и многопользовательской игрой. Участники присоединяются к виртуальному пространству, но в отличие от игры все события происходят в реальном времени: их нельзя поставить на паузу или стереть. В метавселенной сложно оставаться сторонним наблюдателем, пролистывающим чужие посты и испытывающим FOMO (страх пропустить что-то интересное), — участники живут своей, пускай и метажизнью. Уже сейчас игроки Fortnite ходят на концерты Арианы Гранде и Трэвиса Скотта, а сотрудники компаний собираются на летучках за виртуальными столами в Horizon Workrooms. По своей масштабности, глубине погружения и возможностям взаимодействия метавселенные максимально приближены к реалиям обычной жизни. В символическом измерении метамир может стать для «альфа»-детей двором и домом культуры: их аватары будут там знакомиться и тусоваться, исследовать киберокрестности после уроков, драться и влюбляться, ходить на концерты и в галереи, изучать языки и программировать.
Возможность самостоятельно контролировать свою жизнь — вот зачем «альфы» будут тянуться в метавселенную: здесь можно превратить себя в панду или собаку, проводить рабочие встречи в джунглях и под водой или вообще построить собственный мир, не опираясь на законы физики. Недавно в газете The New York Times рассказали историю восьмилетнего Антона, который после уроков живет жизнью мечты на платформе Roblox: его суперспортивный аватар работает пиццайоло и заботится о пушистом котенке. «Вы сами устанавливаете правила. Можно ездить на мотоцикле, владеть домом, устраивать вечеринки. И устроиться на работу в восемь лет», — говорит третьеклашка. Здесь неминуема дискуссия о том, что виртуальные пространства еще сильнее изолируют «альфа»-детей от реального мира, но на проблему можно смотреть и с позитивного ракурса: метамир не отрывает от реального, а готовит к нему. В восемь лет дети зарабатывают, чтобы платить по счетам, ухаживают за близкими, могут потерять работу и извлечь другие суровые уроки жизни, не отрываясь от смартфона.
Сектор метавселенных называют самым перспективным направлением крипторынка, но альтернативная валюта — не главная ценность виртуального мира. Не исключено, что для поколения «альфа» на первый план выйдет цифровой актив, отодвинув материальные блага. Одними из первых бизнесов, которые начали осваивать метавселенную, стали модные бренды — все-таки аватаров пока еще встречают по одежке. За последний год NFT-коллекции выпустили Gucci, Prada, Burberry, Adidas и Nike, плюс в марте прошла Metaverse Fashion Week c показами Dolce & Gabbana, Etro и вечеринкой Philipp Plein. Спрос на недвижимость в метавселенной тоже растет. В основном землю покупают бренды и знаменитости, в будущем они планируют задействовать это пространство для рекламного продвижения. Селебрити, в свою очередь, притягивают поклонников: кто не захочет жить по соседству со Снуп Доггом? Так, участок земли рядом с домом рэпера в метавселенной недавно купили за 450 тысяч долларов.
В начале нулевых, когда появились первые крупные соцсети, мир не знал о таких профессиях, как SMM-менеджер, таргетолог или специалист по e-commerce. По потенциалу рынка труда метавселенные напоминают о том времени. Прямо сейчас в виртуальных пространствах востребованы реальные специалисты: метагорода не построить без архитекторов, метанедвижимость не продать без риелторов, метафестивали не организовать без ивент-продюсеров, метаконтракты с крупными компаниями не заключить без юристов, которые специализируются на блокчейне. Список возможных профессий можно продолжать еще долго: метапсихологи, метаэкскурсоводы, NFT-дизайнеры и стилисты, специалисты по метакоммуникациям и метапродажам. Пока еще ни одна платформа не объявила о создании метауниверситета, поэтому, вероятнее всего, «альфы» будут получать «земное» образование, просто применять полученные навыки в виртуальном пространстве.
Источник РБК стиль