Главная / Статьи / Беспечный едок и опасные шлёпанцы. Как заставить водителей не отвлекаться от дороги

Происшествия#Общество#Происшествия

Беспечный едок и опасные шлёпанцы. Как заставить водителей не отвлекаться от дороги

735

По данным Госавтоинспекции МВД России, почти половина водителей в стране отвлекается от дороги во время движения

По данным Госавтоинспекции МВД России, почти половина водителей в стране отвлекается от дороги во время движения. Причем 70% из них самонадеянно утверждают, что это не мешает им контролировать ситуацию. Многочисленные исследования доказывают обратное.

В 2020 году две крупнейшие общественные организации автомобилистов ADAC и ÖAMTC провели совместный эксперимент. Они предложили 45 участникам проехать несколько кругов по специальным тестовым трассам сначала без отвлекающих факторов, а потом с дополнительными заданиями. Части водителей предлагалось достать из бардачка пачку салфеток, вытащить одну и передать ее пассажиру на заднем сидении.

 

Совершая простую манипуляцию, две трети участников эксперимента выезжали на встречную полосу на 1,5–2,6 секунды. Кроме того, испытуемые отводили взгляд от дороги в среднем на 3 секунды, из-за чего проезжали около 35 метров вслепую. На тестовой трассе обошлось без жертв, а вот в реальности именно на этом участке дороги мог оказаться пешеход или другой автомобиль, что неминуемо привело бы к ДТП.

По данным экспертного центра «Движение без опасности» и аналитического центра НАФИ, значительная часть водителей не видит проблемы в том, чтобы наносить макияж прямо во время движения, а также пить и есть. В этот момент они не только отвлекаются от движения, но и убирают с руля одну, а иногда и обе руки. В случае с перекусом все еще серьезнее: есть риск подавиться пищей или жидкостью. В такой ситуации автомобиль на время полностью лишается управления.

Оценив последствия отвлекающих факторов за рулем, французские законодатели ввели целый перечень соответствующих штрафов. За громкую музыку в салоне, поедание бургера или нанесение макияжа даже во время пребывания в пробке водители получают штраф в размере 75 евро. Еще дороже, в 135 евро, им обходится использование наушников за рулем. Причем эта мера не кажется достаточно строгой, если учесть реальные риски от устройств, блокирующих слух, на дороге. Не только во Франции, но и в Испании наушники за рулем строго запрещены, а в Австралии водителя ждет штраф, если полицейский признает устройство источником отвлечения внимания от дороги.

«Звук играет жизненно важную роль в нашей способности понимать обстановку. Очень часто мы слышим, что нечто важное происходит рядом с нами, раньше, чем видим это. Хотя наушники могут быть полезны во многих обстоятельствах, на дороге они способны блокировать значимые звуковые сигналы. Это означает, что мы можем не заметить близость транспортных средств и других участников движения», — уверена профессор слуховой когнитивной нейробиологии Университетского колледжа Лондона Мария Чейт.

А если при использовании наушников водитель начнет переключать трек в смартфоне, то взгляд с дороги переместится на экран, а руки окажутся на гаджете, а не на руле. Это может стать причиной аварии. Но даже если водитель избегает перекусов, не наносит макияж и не слушает музыку в наушниках, вождение все равно может считаться безответственным, например из-за неправильной обуви.

Тысячи аварий каждый год происходят из-за так называемой педальной ошибки. Так называют ситуации, когда нога соскальзывает с одной педали и давит на другую. Зачастую их возникновению способствует неправильная обувь: сланцы, тапки, босоножки на танкетке, туфли на высоких каблуках, сапоги с толстой подошвой. Сланцы легко спадают с ноги, шпильки создают дополнительную нагрузку на стопы, а в резиновых сапогах вовсе невозможно различить границы педалей.

Исследование компании Ford показало, что российские водители не придают должного значения рискам, которые появляются при ношении неправильной обуви за рулем. 13,2% респондентов заявили, что водят в шлепанцах, хотя из-за них тормозной путь увеличивается на 0,13 секунды — это 3,5 метра при скорости 97 км/ч. 5,7% респондентов давят на педали босыми ступнями, не думая о том, как отсутствие подошвы скажется на силе нажатия. Еще больше россиян, 32,9%, вообще не обращают внимания на то, в какой обуви управляют автомобилем.

Чтобы ограничить вождение в ненадлежащей обуви, в Испании водителям запретили управлять машиной в шлепанцах, туфлях на высоком каблуке и танкетке. Штраф за нарушение этого правила может достигать 200 евро (17 тыс. рублей). Строгие меры привели к впечатляющим результатам: за десятилетие число ДТП в стране сократилось на 44%.

Приучать к ответственному поведению водителей необходимо с автошкольной скамьи, однако именно новички за рулем зачастую демонстрируют наибольшую ответственность. Автолюбители с многолетним опытом, а также те, для кого вождение стало профессией, отвлекаются от дороги значительно чаще, утверждают в «Движении без опасности». Непоколебимая уверенность в собственном мастерстве нередко оборачивается для них трагедией.

«Для профилактики нарушений целесообразно проводить рейды для выявления нерадивых водителей. Особенно это касается водителей такси и грузопассажирского транспорта. Они отвечают не только за себя и членов своей семьи, но и за пассажиров», — рассказала РБК руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.

Но сегодня привлечь автомобилиста к ответственности за опасное поведение не так просто. В России действует запрет только на использование за рулем смартфона, за исключением средств, которые позволяют вести разговор без использования рук. Административная ответственность за другие опасные действия не предусмотрена.

Источник: РБК

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

21 ноября 2024 года

23:55 / Общество На стадионе «Лада-Арена» состоялась встреча губернатора Вячеслава Федорищева с болельщиками тольяттинского хоккея 22:56 / Спорт Пятое поражение подряд. Хоккейная «Лада» проиграла «Салавату Юлаеву» 21:29 / Политика Конфликт на Украине после удара западными ракетами по РФ приобрел глобальный характер, сообщил Владимир Путин 21:17 / Происшествия Пожар в селе Подстепки 20:30 / Общество Как действует школа кураторов для чиновников региона – рассказываем на телеканале ТОЛЬЯТТИ 24 19:39 / Происшествия В Сызрани транспортные полицейские задержали молодых закладчиков 19:30 / Происшествия Как бороться с ДТП? Размышляем вместе с горожанами 18:51 / Общество Вячеслав Федорищев пригласил юридическое сообщество Самарской области к разработке новых проектов по развитию региона 18:46 / Политика Губернатор Вячеслав Федорищев: «Предложил Алексею Александровичу Коробкову возглавить Новокуйбышевск» 18:30 / Общество О музыке и разнообразных её направлениях, которые есть на нашем ТВ, – новый выпуск программы «Мир телевидения» на телеканале ТОЛЬЯТТИ 24