По поручению президента правительство готовит новый план по деофшоризации, сообщил первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов, выступая на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ).
По словам замминистра, «маловероятно, что [санкционное] давление закончится завтра, даже в следующем году», поэтому власти стали работать над защитными механизмами для решения проблем российского бизнеса, структурированного в том числе через иностранные юрисдикции и контролируемые иностранные компании (КИК).
«Перед нами стоял тяжелый, может быть, судьбоносный выбор — давать ли полномочия акционерам, которые были структурированы через офшорные юрисдикции, здесь напрямую в Российской Федерации в полном объеме. Мы в этом направлении стали думать», — заявил Торосов. По его словам, когда стало понятно, что текущие условия сохранятся надолго, было принято решение это сделать, иначе «мы в следующие пять-десять лет в такой ситуации не справимся».
В рамках плана деофшоризации предлагается ряд новаций, которые планируется «если не принять, то как минимум рассмотреть» в Госдуме и на площадке правительства в 2023 году, сказал замминистра. А именно:
Введение раздельной выплаты дивидендов в судебном порядке в пользу российских бенефициаров КИК.
Сегодня дивиденды российских компаний, если они идут в иностранную юрисдикцию, попадают на счет типа С, пояснил Торосов. Или же, если комиссия правительства по контролю за осуществлением иностранных инвестиций примет решение, они уходят в офшорную юрисдикцию. «Такое есть, мы такие решения принимаем часто», — утверждает замминистра. Однако нередко дивиденды в итоге не поступают российским бенефициарам КИК, то есть замораживаются. Если деньги заблокированы на счете C, КИК не может распределить их в адрес российского бенефициара. Если же средства дошли до КИК, то западная юрисдикция нередко блокирует их выплату российскому акционеру.
«Мы предлагаем через судебный механизм либо акционеру, либо самой организации заявиться о фактически раздельной выплате дивидендов. Если принято решение о выплате, то они, естественно, выплачиваются в полном объеме, но на ту долю, по которой [российский] бенефициар докажет, что он в иностранной юрисдикции [ею] владеет косвенно, например 30, 40, 50%; он сможет получить [дивиденды] в российской юрисдикции на счет, который сам укажет. При этом выплата другой части дивидендов, естественно, происходит на счет С или, если комиссия примет решение, то напрямую в иностранную юрисдикцию», — заявил Торосов.
Источник РБК