В 2021 году в авариях в России погибли 3900 пешеходов. Травмы различной степени тяжести в ДТП получили 34 500 человек. Всего в стране произошло 36 800 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, говорится в официальной статистике ГИБДД.
Часто в таком количестве жертв принято винить водителей, и во многих случаях это оправданно. В то же время пешеходы могут и сами быть виновниками ДТП, например, в результате невнимательности из-за отвлекающих факторов. Ситуация становится серьезнее с каждым годом по мере повсеместного распространения смартфонов и других гаджетов.
Прогулки со смартфонами
Жизнь современного человека прочно связана с использованием гаджетов. С помощью электронных устройств житель мегаполиса работает, отдыхает, получает новые знания и общается. 60% россиян везде берут с собой смартфон, а 59% стараются всегда держать устройство в поле видимости, выявил опрос компании Honor. Такая привязанность к гаджетам диктует новый образ жизни, когда люди отвлекаются на смартфон во время личного разговора, приема пищи или просмотра телевизора. К сожалению, не становится исключением и переход через дорогу.
Неспособность людей идти, пользоваться гаджетами и быть внимательными одновременно подтверждалась не раз. Несколько лет назад крупный японский оператор связи NTT Docomo напомнил, чем может закончиться использование смартфонов во время ходьбы, с помощью рекламного ролика. В видео использовали результаты исследования компании Mobile Marketing Data Labo, согласно которым 66% людей врезаются в различные объекты, отвлекаясь на телефон. И если летальный исход из-за столкновения с другим пешеходом маловероятен, «натолкнуться» на движущийся автомобиль и остаться без повреждений вряд ли удастся.
99% людей из опрошенных Mobile Marketing Data Labo понимают, что идти и смотреть на экран смартфона одновременно опасно. Парадоксально, но 73,1% все равно это делают.
Не смотря по сторонам
Очевидную опасность использования смартфонов в условиях дорожного движения доказали десятки исследований. Проанализировав 33 подобных работы, ученые из Канады пришли к выводу, что самый высокий риск связан с чтением и отправкой сообщений, сообщает Science Daily. В этот момент пользователь так занят текстом, что забывает посмотреть по сторонам перед переходом дороги и с высокой вероятностью может столкнуться с другим пешеходом и даже автомобилем.
Результаты китайского исследования не менее показательны. Сотрудники кафедры транспорта Нанкинского университета науки и технологий совместно с представителями инженерно-транспортной школы Университета Нинбо установили: пользователи смартфонов в два раза чаще нарушают правила перехода перекрестка, а каждый пятый из них начинает движение с опозданием, из-за чего не успевает перейти дорогу вовремя.
Меньшее число исследований на сегодняшний день посвящено опасности увлечения смартфоном во время движения для велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности: самокатов, роликов, гироскутеров и прочих. Нидерландский институт исследования безопасности дорожного движения приводит выводы нескольких ранних работ голландских ученых. В них утверждается, что в 9% аварий, в которых травмировались велосипедисты, негативную роль могло сыграть использование гаджетов. Важно, что к такому выводу исследователи пришли еще в 2009 году, когда телефонов было меньше, а их функционал был сильно ограничен по сравнению с возможностями современных гаджетов.
В 2021 году на территории России произошло 4842 ДТП с наездом на велосипедистов, 308 из них погибли и 4643 пострадали, подсчитали в ГИБДД. За первые девять месяцев 2021 года произошло 416 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Травмы получили 438 человек, 10 погибли.
Источник РБК